Налог на транспорт в 2023: сколько нужно заплатить автовладельцу?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на транспорт в 2023: сколько нужно заплатить автовладельцу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.

Налоговые ставки на легковые авто в Казахстане

Объем двигателя, куб.см

Налоговая ставка в МРП

До 1 100 включительно

1

От 1 100 до 1 500 включительно

2

От 1 500 до 2 000 включительно

3

От 2 000 до 2 500 включительно

6

От 2 500 до 3 000 включительно

9

От 3 000 до 4 000 включительно

15

От 4 000

117

Актуально для всех автовладельцев

Чтобы проверить налог на транспорт, вы можете обратиться в налоговую инспекцию или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами на официальных сайтах государственных органов. Учитывайте, что в 2024 году, по прогнозам, будет введен налог на роскошь: это значит, что сбор для владельцев люксовых авто с ориентировочной стоимостью от $100 тыс. будет выше.

Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными

Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.

«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин

Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.

«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан

В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.

«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.

Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.

Читайте также:  Пенсия по смешанному стажу в МВД: выход, назначение, как рассчитать, льготы

Принцип расчета налога на транспортные средства

Ставки налога на транспорт для каждой категории транспортных средств устанавливаются в минимальных расчетных показателях (МРП) и определены в статье 367 Налогового кодекса РК.

Размер минимального расчетного показателя устанавливается законом о Республиканском бюджете и в 2012 году составляет 1 618 тенге.

В общем случае величина налога определяется по формуле:

S налога = K × V × n/12

где:

K — ставка налога в МРП

V — база налогообложения (в зависимости от категории транспортного средства)

n — количество месяцев нахождения объекта в собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления

Базой налогообложения для транспортного налога являются:

  • Для легковых автомобилей: объем двигателя (указывается в кубических сантиметрах).
  • Для грузовых автомобилей: грузоподъемность (в тоннах).
  • Для автобусов: количество посадочных мест.
  • Для мотоциклов, мотороллеров, мотосаней, маломерных судов: мощность двигателя (в киловаттах)
  • Катера, суда, буксиры, баржи, яхты: мощность двигателя (в лошадиных силах)
  • Летательные аппараты: мощность двигателя (в киловаттах)) и т.д.

Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?

С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.

С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.

В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.

Сводная таблица налога на транспорт РК

Объект налогообложения Налоговая ставка (МРП)
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см):
до 1 100 включительно 1
свыше 1 100 до 1 500 включительно 2
свыше 1 500 до 2 000 включительно 3
свыше 2 000 до 2 500 включительно 6
свыше 2 500 до 3 000 включительно 9
свыше 3 000 до 4 000 включительно 15
свыше 4 000 117
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов):
до 1 тонны включительно 3
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно 5
свыше 1,5 до 5 тонн включительно 7
свыше 5 тонн 9
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования 3
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест:
до 12 посадочных мест включительно 9
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно 14
свыше 25 посадочных мест 20
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя:
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно 1
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) 10
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах):
до 160 включительно 6
свыше 160 до 500 включительно 18
свыше 500 до 1 000 включительно 32
свыше 1 000 55
Летательные аппараты 4% от МРП с каждого киловатта мощности
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый:
для вождения поездов любых категорий по магистральным путям;
для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства
Читайте также:  Маткапитал: как получить и на что потратить

Что такое налог на транспорт?

Налог на транспорт – это установленный законодательно платеж государству от граждан или компаний, организаций, которые имеют в собственности или пользуются машинами (водными или воздушными судами), зарегистрированными на территории Республики Казахстан.

Ежегодным налогом в РК облагаются все транспортные средства (ТС), за исключением:

  • автомобилей специального назначения;

  • тяжелого транспорта, грузоподъемность которого превышает 40 т;

  • морских судов, которые записаны в международном реестре;

  • прицепов.

Фискальный сбор обязаны платить не только владельцы авто, но и те, кто ездит по доверенности или взял машину в лизинг.

Регулирует сбор налоговое законодательство. Контролирует процесс Департамент государственных доходов.

Государство освобождает от фискальных платежей на используемый транспорт следующие категории налогоплательщиков:

  • производителей сельскохозяйственной продукции (полностью или частично, в зависимости от формы деятельности);

  • общественные организации, деятельность которых связана с инвалидами (освобождается от платежей по 1 ед. грузового и легкового транспорта);

  • владельцы ТС, относящиеся к льготникам – многодетные родители, участники ВОВ, инвалиды, лица, имеющие государственные награды;

  • специальный транспорт, находящийся в собственности лиц с инвалидностью (1 ед.).

Калькулятор налога на транспорт

  • Рейтинг цен на новые автомобили в Казахстане
  • Автосборочные предприятия Казахстана
  • Ремонт стартера или генератора на СТО
  • Налог на транспорт в 2021 году и плата налога онлайн
  • Из чего делают шины для современного автомобиля?
  • Что делать при попадании в ДТП
  • Как выбрать б/у автомобиль
  • Категории водительских прав в…
  • Проверить наличие штрафов ПДД…
  • Расположения платных парковок…
  • Инфосистема техосмотра в Казахстане
  • Техосмотр в Казахстане
  • Платные дороги в Казахстане….
  • Автострахование в Казахстане….

Сроки отчетности и уплаты транспортного налога

Налог начисляется за один календарный год — с 1 января по 31 декабря. Это и есть налоговый период.

  • ИП проводят платеж до 1 апреля следующего года и не сдают отчетность. При этом:
    • если транспорт нужно зарегистрировать или перерегистрировать, то налог надо уплатить до этих действий;
    • если транспорт до покупки не состоял на учете в Казахстане, то налог начисляется за период с 1 числа месяца, в котором приобретен автомобиль, по 31 декабря того же года.

    Налоговые ставки для легковых авто

    Объем двигателя, куб. см

    Ставка в месячных расчетных показателях

    До 1 100

    1

    1 100 – 1 500

    2

    1 500 – 2 000

    3

    2 000 – 2 500

    6

    2 500 – 3 000

    9

    3 000 – 4 000

    15

    Свыше 4 000

    117

    Кто платит налог, а кто – не платит?

    Согласно Налоговому кодексу страны, плательщиками налога являются физлица и юрлица, которые имеют в собственности, либо на правах управления транспортные средства.

    При этом законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан. В частности, освобождены от уплаты налога компании-производители сельхозпродукции, а также руководители хозяйств. Им не нужно платить налог с техники, которая используется для производства продукции.

    Также не платят налоги на транспорт структуры государства и учебные заведения, предназначенные для получения среднего образования. Общественные организации инвалидов освобождены от уплаты в отношении 1 автобуса и 1 легковушки с объемом до 3 000 куб. см.

    Льготы по оплате налога имеют участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и соцтруда, матери со званием «Мать-героиня», лица, получившие национальные ордены, звания. Для них действует освобождение от уплаты налога в отношении одного транспортного средства. Если у граждан обнаружится нескольких автомобилей, то льготу можно получить по машине, которая предусматривает наибольший размер налога.

    Налоги платить нужно с любых транспортных средств, кроме автосамосвалов с возможностью подъема на борт более 40 тонн, автомобилей медиков, судов, автомобилей, которые уже облагаются налогом на имущество.

    В некоторых случаях закон позволяет приостановить начисление налога. Это случится, если, например, автомобиль гражданина был похищен. По бумагам гражданин все еще является собственником, однако по факту транспортное средство находится в руках похитителей.

    Чтобы налоговые органы перестали начислять налог на период розыска транспортного средства, необходимо наличие сведений, которые подтверждают факт начала уголовного дела по делу о похищении. Такие сведения обычно передают налоговикам структуры, отвечающие за регистрацию автомобилей.

    Точкой отсчета для остановки начисления налога станет дата начала дела о похищении. Как только дело будет закрыто и соответствующие органы передадут сведения налоговикам, те вновь начнут начислять налог.

    Пример расчёта налога за 2021 год (задачка в три действия)

    Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.

    1. Согласно пункту 1 статьи 492 действующего Налогового кодекса РК, ваше авто относится к группе «свыше 2 000 см³ до 2 500 см³ включительно». Ставка налога для этой группы — 6 МРП.
    6 × 2 917 = 17 502 тг
    1. Эта сумма ещё не окончательная. Теперь следует учесть «лишние кубики», а именно: доплатить по 7 тенге за каждую единицу превышения объёма 2000 см³. Таких «кубиков» в вашем случае — 300
    300 × 7 = 2 100 тг
    1. Осталось сложить обе полученные суммы.
    17 502 + 2 100 = 19 602 тг

    До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

    Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

    Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

    1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

    2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

    3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

    Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

    Изменения для физических лиц-резидентов

    В п.1 ст. 320 НК внесено изменение, исключающее ссылку на п.2 ст. 320 НК и п. 2 ст. 320 НК, предусматривающий ставку ИПН по доходам физлиц в качестве дивидендов в 5%. Такие изменения предусмотрены с целью применения к доходу в качестве дивидендов ставки ИПН в 10% и уравнивания ставки ИПН по любым типам доходов (зарплата, предпринимательская деятельность, имущественный доход и пр.).

    Читайте статью как увеличить порог по доходу до 288 млн. тенге и не платить НДС.

    Изменен и дополнен подпункт 7 п. 1 ст. 341 НК, вступающие в силу 01. 01. 2023 г.

    Предусмотрено использование корректировки доходов в качестве дивидендов, полученных непосредственно по ценным бумагам, находящихся на момент начисления дивидендов в списке официальных фондовых бирж, включая МФЦА, действующих на территории Казахстана, при условии, что торги велись на бирже в полном соответствии с установленными критериями Правительства РК.

    Изменен и дополнен подпункт 8 п. 1 ст. 341 НК, вступающий в действие 01. 01. 2023 г.

    Данными поправками предусмотрено освобождение от обложения дивидендов, полученных от юридических лиц-резидентов за календарный год и не превышающих 30 тысяч МРП (что в 2023 году составит 95400000 тенге). Свыше данной суммы дивиденды облагаются налогом в установленном порядке. Норма распространяется на все субъекты бизнеса, независимо от категории (малое, среднее, крупное или микропредпринимательство). Кроме этого, упрощен порядок использования корректировки методом исключения определенных условий для ее применения (срок владения, конкретная принадлежность к недропользованию и пр.).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *